Новая страница 1

 Home   About Us   Plans 2024   Reports  Innovations  Sustainable Energy  UN NGO Center  Academic Mobility   Webinars

 

Инвестиции в КР

Ольга Генералова-Кутузова

Андрей Генералов

Софья Морозова


09.03.2020 г. 


Инвестиции в производственные секторы Киргизской Республики со специфическими гендерными условиями

 

В Киргизской Республике (КР) распределение женской и мужской занятости по видам экономической деятельности имеет существенные отличия, обусловленные как разными физиологическими возможностями, сложившимися  культурными традициями, так и гендерными стереотипами.

Доля женщин среди занятого населения наиболее высока в секторе услуг и особенно в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг (80%), образования (77%), предоставления услуг гостиниц и ресторанов (71%), коммунальных социальных и персональных услуг (57%). Высокий удельный вес мужчин в строительстве, горнодобывающей промышленности, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, государственном управлении.   

Женщины в основном заняты в тех сферах, где отмечается низкий уровень заработный платы.

Среди отраслей промышленности КР наибольшая занятость женщин (92%) исторически наблюдается в текстильной и швейной промышленности, которая считается одной из пяти основных экономических отраслей, наряду с металлургией, энергетическим сектором, перерабатывающей промышленностью и производством строительных материалов. Более половины (57 %) работников швейной отрасли – выходцы из сельской местности. Женщины составляют большинство на всех уровнях швейной отрасли: они работают в качестве менеджеров, инженеров-технологов, дизайнеров, мастеров и швей.

Для инвестиционных проектов швейная и текстильная отрасль представляют интерес с точки зрения размещения субподрядов на производство изделий лёгкой промышленности, главным образом ввиду низкой заработной платы персонала, но это требует также поставки модернизированного оборудования и профессиональной подготовки работников для его эксплуатации. Большая конкуренция в этой сфере со стороны китайских и других азиатских производителей позволяет рассчитывать в основном на транспортно доступные рынки, среди которых исторически преобладают Россия и Казахстан.

Для частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса, текстильная и швейная промышленность может служить привлекательным сектором с точки зрения инвестиций, но здесь представляется перспективным ориентация на туристический и сувенирный рынок, использование традиционных технологий и дизайна, а также выпуск малых серий изделий из натуральных материалов и продажа при помощи инструментов электронной коммерции.

Несколько иная ситуация в другом секторе, также демонстрирующем высокую занятость женщин в Киргизии (около 50%) - сельском хозяйстве. К сожалению, женщины в этой сфере производства занимают не руководящие позиции, а выполняют наиболее трудозатратные и низкооплачиваемые, часто сезонные работы. Они имеют более низкую квалификацию и совмещают этот труд с большим объёмом домашней работы.

Однако, инвестиции в аграрный сектор считаются одними из наиболее перспективных с точки зрения роста спроса, в том числе на экологически чистую продукцию и, следовательно, обладают хорошей окупаемостью.  

Женщины в сельском хозяйстве при условии дополнительного образования как ведению органического производства, так и навыкам предпринимательской деятельности, могут значительно увеличить инвестиционную привлекательность отрасли, даже с точки зрения генерирования инвестиционного потока в малый бизнес регионов. Для этого необходимо включение гендерного аспекта в программу привлечения инвестиций, особенно в сельское хозяйство, переработку агропродукции и агротуризм.

В связи с растущим спросом на продукцию сферы IT технологий и растущим количеством женщин, имеющим высшее образование, нужно выделить гендерный аспект и в сфере инновационных технологий, привлекая женщин к работе в принципиально новых направлениях и предоставляя им дополнительные возможности повышения квалификации.

Структурные сдвиги в экономике Киргизии в последние годы: уменьшение доли сельского хозяйства и значительное увеличение доли услуг привела к тому, что освобождённая от сельского хозяйства рабочая сила либо переместилась на неформальные рабочие места внутри страны, либо эмигрировала. При этом сохраняется высокая доля самозанятых работников в сельской местности, особенно среди женщин, велика доля теневого сектора экономики. Государственная политика в отношении занятости женщин строится на основе трёх компонентов в разном их сочетании: компенсация их объективно сложного положения на рынке труда; борьба с дискриминацией женщин; меры по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда.

Все эти обстоятельства требуют реакции со стороны государства на изменение структуры экономики, политического решения и законодательного регулирования возникающих проблем, а также усилий со стороны гражданского общества, населения.



  © 2010-2024 CII/IIC  All rights reserved.